Хабаровск православный Журнал «Культурная революция» и культ личности Мао глазами китайской общественности

«Культурная революция» и культ личности Мао глазами китайской общественности

12.11.2007

Ведущий: Здравствуйте, меня зовут Лин Сяосюй, сегодня на нашу программу мы пригласили известного публициста господина Ху Пина, с которым мы сегодня вместе проанализируем историю «Культурной революции» в Китае.
Господин Ху Пин, добро пожаловать на нашу программу. Мы знаем, что официальные власти Китая различными способами пытаются пресекать всякие размышления и мнения насчёт Культурной революции, включая и то, что они воспрепятствовали проведению многих собраний, посвящённых памяти погибших в те годы. Как вы думаете, почему сейчас, когда прошло уже 40 лет после тех событий, китайские власти так сильно напряжены, даже гораздо больше, чем на 30-летие?

Ху Пин: Это имеет большую связь с тем, что их правление сейчас становится очень хрупким, поэтому они так чувствительны к этому. С какой стороны не смотреть, Культурная революция является большим шрамом, сделанным компартией, причём этот факт она до сих пор не хочет признать, говоря о так называемом «10-летнем большом бедствии». Люди часто спрашивают: Почему такое могло произойти при  такой форме правления? Всё же есть некоторые коренные факторы, которые привели к такой ситуации.
Поэтому имея в наличии сам факт возникновения Культурной революции, как бы ни рассуждали о причинах его возникновения, вывод всё равно один: во всём этом виноват правящий политический строй. Даже Дэн Сяопин говорил, что событие, подобное Культурной революции, не могло произойти ни в Англии, ни в США. Ведь посмотрите, Культурная революция показала истинный облик чиновников - каков он есть. В те времена все они были очень важными и напыщенными, независимо от их ранга. Но в годы Культурной революции эта их маска была сорвана, и обнажился истинный облик как их самих, так и правящей системы.
Солженицын, упоминая о сталинской «большой чистке» 1937 года, сказал: «Должно было произойти подобное тому, что произошло в 1937 году, только таким образом можно увидеть насколько пагубное влияние оказывает компартия и насколько бесполезны эти революционеры».
Большевики - они все такие. Пока компартия не добралась до него и не схватила его, он будет до последнего дня безжалостно предавать и доносить на таких же, как он, чтобы обелить себя и сохранить себе жизнь. Именно поэтому во время «большой чистки», которую проводил Сталин, самый глубокий отпечаток в памяти у людей оставил не жестокий и коварный диктатор Сталин, а тщедушность и никудышность этих революционеров.
Если вспомнить китайскую Культурную революцию, то было точно также. Все крупные и мелкие чиновники находились под деспотичной властью Мао Цзэдуна. Они совсем не осмеливались говорить что-то против. Все члены компартии в тот период в процессе критики друг друга и борьбы друг с другом были очень похожи друг на друга. Среди них крайне мало таких, кто смог удержаться на своём посту и при этом не продать никого из своих сослуживцев.

Ведущий: Очень многие погибли в этой «борьбе».

Ху Пин: Да, они кусали друг друга, как собаки. Поэтому этот период истории для них очень не лицеприятный, и они спешат как можно быстрее перелистнуть эту страницу истории и забыть про неё.
Начиная с конца 70-х годов им было необходимо немного покритиковать Мао, и полностью отвергнуть всё, что произошло во время Культурной революции. Это нужно было для поддержания законности власти, и для того, чтобы показать, что уже не так, как было при Мао. Дэн Сяопин сверг Мао Цзэдуна. Если все плохие дела, совершённые Мао, признавать правильными - то это могло вызвать осуждение. Поэтому обязательно нужно было отвергнуть некоторые вещи, сделанные Мао.

Ведущий: 10 лет проводя чистку, компартия сама также находилась в кризисном положении. Поэтому необходимо было что-то новое, чтобы заставить людей снова обрести веру в неё.

Ху Пин: Да, это так. Поэтому она и сделала некоторые заключения и выводы о Культурной революции, в которых в определённой степени признала некоторые ошибки. Но сейчас, чем дальше, тем ей становится всё труднее стоять перед фактом существования Культурной революции. Хочу ещё раз напомнить, что это бедствие - Культурная революция - имеет очень тесную связь с правящим строем. Это также говорит о том, что бедствия, произошедшие во время Культурной революции имеют и тесную связь с нынешним режимом в стране. Почему КПК так боится упоминания о тех событиях? Ведь если это не касается её, то чего же бояться? Это как раз и говорит о том, что всё это совершила она.

Ведущий: Очень многие люди беспокоятся о том, что если не сделать правильные выводы о свершившемся, то эта история может повториться. Ведь сейчас очень многие люди до сих пор прямо поклоняются председателю Мао, в различных документальных программах можно видеть, что у многих дома, даже в очень бедных домах висят портреты Мао. Почему эти явления происходят?

Ху Пин: Причиной этого, конечно же, является политический фон общества. Мао Цзэдун, Сталин и Гитлер - это три самых жестоких тирана 20-го века. После окончания Второй мировой войны в Германии абсолютно не было культа поклонения Гитлеру. В СССР после 20-го съезда компартии тоже не было культа поклонения Сталину. Однако же в Китае,  когда Мао умер уже 30 лет назад, по-прежнему не прекращается культ поклонения Мао. Это говорит о том, что в Китае ситуация особая, и особенность её очень простая. Гитлер и нацисты были уничтожены союзной армией. Гитлер проиграл войну и покончил жизнь самоубийством, после чего союзные войска захватили Германию. В СССР Хрущёв в своём докладе раскритиковал Сталина по поводу Второй мировой войны, после чего тело Сталина было вынесено из Мавзолея и кремировано. После этого были вскрыты и раскритикованы многочисленные ошибки Сталина. Весь этот политический климат совсем не такой, как в Китае.
В Китае, когда КПК делала выводы насчёт Культурной революции, по отношению к действиям Мао она использовала формулировку «пропорция 3:7» (30% совершённого Мао - это ошибки, 70% - достижения), то есть его по-прежнему принимали за великого вождя. В настоящее время портрет Мао всё ещё висит на центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине, его тело всё ещё сохраняется в центре этой площади. Если сравнивать сегодняшний Китай с Германией и СССР тех времён, то политический климат очень сильно отличается. Поэтому в Китае всё ещё существует культ поклонения Мао. Принцип очень простой.
Давайте более детально проанализируем, откуда же пошёл этот культ поклонения Мао. Он начался после восстания студентов (06.04.89 г.). До этого восстания, хоть даже КПК и пыталась с помощью «пропорции 3:7» защитить его авторитет, но среди людей и даже некоторых чиновников, она в основном выражала критику по отношению к нему. Это было до инцидента восстания студентов.
Но потом, как говорят, после «инцидента 06.04» возносить Мао в первую очередь стал не Центральный Комитет, а простые люди. Вдруг появилось сообщение о том, что в некоем городе провинции Гуандун водитель некой транспортной компании в комнате шоферов и у себя в салоне машины повесил портрет Мао и сказал, что он защитит нас от беды. Так же говорят, что там потом произошла крупная авария, и только с этим водителем, в машине которого был портрет Мао, ничего не случилось, а в других машинах погибли люди. Было ли это в действительности или нет - мы не знаем, но эта «новость» была широко распространена, и люди стали повсюду вешать его портреты, заблуждённо веря в то, что он действительно убережёт их от бед и несчастий. За весь этот период истории сколько умерло врагов Мао, сколько умерло его соратников и родственников, а он всё ещё продолжал жить до глубокой старости. Он умер у себя дома на кровати, прожив такую долгую жизнь, а раз его жизнь такая большая, то он может оберегать других, поэтому люди так и думают о нём. Разве не так?

Ведущий: Или ему нужно было как-то сделать, чтобы люди верили в его сверхъестественность.

Ху Пин: Не совсем так. Посмотрите, ведь Сталин при жизни тоже считал себя самым великим, не имеющим равных. Но после его смерти, его вытащили из гроба и сожгли, и больше никто ему не поклоняется. А Мао вплоть до сегодня лежит в хрустальном гробу и многие люди суеверно говорят, что он очень могучий и выдающийся - при жизни он завоевал Поднебесную. После его смерти прошло уже так много лет, он всё ещё занимает такое почётное место, кто может с ним сравниться? Ты говоришь, что он сделал так много плохих дел, но посмотри это совсем не повлияло на его мощь, он всё ещё пользуется авторитетом, разве это не доказывает то, что он действительно необыкновенный?
Идея этого очень проста, ведь во многих нациях, включая и китайскую, у людей всегда были и есть некоторые, так называемые, суеверия, особенность которых в том, что они являются поклонением людям имеющим силу и мощь. Но их это поклонение не такое, как, например, поклонение верующих - их Богу, которые поклоняются Богам, как воплощению справедливости и добра, и одновременно с этим наделяют их самой большой силой. А эта форма поклонения отличается тем, что люди поклоняются только силе, и не имеет никакого значения то, обладал ли предмет поклонения добротой и справедливостью. Это похоже на то, как в древности крестьяне поклонялись Царю драконов. В китайских легендах Царь драконов описывается, как очень своенравный и раздражительный, которому чужды доброта и справедливость, однако он имел очень большую силу, ему подвластна вода, без которой люди не могут жить, он мог сделать так, что ты будешь жить хорошей жизнью, а мог и погубить тебя, утопить например.
Поэтому люди считают, что если при жизни Мао мог управлять жизнями сотен миллионов людей, и после смерти люди питают  к нему благоговение, то он конечно же обладает большой силой. Поэтому поклонение ему вызвано совсем без учёта добра и зла, а поклоняются только его силе, могуществу и неограниченной власти. Поэтому, что же можно сделать, чтобы остановить это? Это произойдёт только тогда, когда мы прекратим авторитарное правление КПК и уберём образы Мао, вот тогда он перестанет быть таким «сверхъестественным».
Люди поклоняются Мао только из-за его власти и силы, это и отличает их от верующих в религии, которые полоняются своим Богам. Конечно предмет поклонения в религиях наделяется несравненной силой и мощью, но при этом он всегда считается воплощением высокой нравственности, доброты и справедливости. Каким бы величественным и грозным ты не был при жизни и какой бы властью не обладал, если ты совершил плохие дела - то после смерти попадёшь в ад; сколько бы при жизни ты не терпел обид и оскорблений, после смерти ты попадёшь в Небесный рай. Все Боги, Будды, Даосы считаются справедливыми. В то время как поклонение, подобное поклонению Мао, совсем не содержит никаких понятий справедливости и нравственности, оно полностью основано на рабской психологии, так как по сути предмет их поклонения был жестоким тираном. Есть также люди, которые не подвержены такой заблуждённой вере насчёт Мао. Они считают, что он умер и всё, нет в нём ничего мистического, и тем более он не может после смерти управлять человеческими жизнями. Но одновременно с этим эти люди всё же считают, что Мао очень могучий.

Ведущий: Людям всегда хочется иметь какую-то сильную опору.

Ху Пин: Да, люди хотят поклоняться сильнейшим, а если сравнить Мао с лидерами западных демократических стран, они не сравнимы с ним. Какие же у тех лидеров особые силы и способности? Люди могут запросто ругать президента и осуждать его действия, а Мао в годы своего правления что хотел делать, то и делал, и никто не осмеливался говорить ему наперекор. Поэтому, конечно же, он гораздо более грозный, могучий и властный, чем они.
Подобный вид поклонения превращает совершённые Мао плохие дела наоборот в предлог для поклонения, потому что он обладал такой несокрушимой силой, которая и вызывает поклонение у людей. Как раз эта его сила и помогла внедрить в общество и в историю его устремления и идеи. Ведь каждый хочет оставить в истории, в обществе какой-то свой след. Поэтому если оценивать это с позиции силы, которой стали поклоняться люди, то Мао стоит на самом первом месте достойном почитания.

Ведущий: Хороший или плохой он был, но он оставил свой след.

Ху Пин: Да, он оставил самый глубокий след. Поклонение ему не требует от людей оценки с позиции хорошего и плохого. Для него главным было оставить после себя след. Поэтому будучи диктатором во главе диктаторского режима, конечно же, он оставил после себя гораздо более глубокий след, чем президенты демократических стран.
Президенты демократических стран могут править самое большее 8 лет, и потом ведь их власть не является не ограниченной, на них могут сильно влиять и ограничивать их действия и парламент и общественное мнение. Они не могут поступать так, как Мао, при котором имела место только его точка зрения.
Но основная проблема всё же заключается в этой форме поклонения. Другое значение её состоит в том, что она создала неминуемые последствия, а именно -когда в стране властвует один человек, все остальные становятся рабами. Один человек становится самым важным историческим персонажем, и его мысли, его сознание, его устремления оставляют очень глубокий отпечаток в истории. А какова же цена всего этого? Все остальные люди, получается, что жили напрасно. Они не могут реализовать свои собственные устремления.

Ведущий: К тому же в Китае за этот период насильственной смертью умерло 80 миллионов человек.

Ху Пин: Не только эти погибшие люди, но и все остальные тоже не могут реализовать свои идеи и мысли, у них совсем нет и они не могут иметь собственного независимого мышления. У 700 миллионов людей может быть только один мозг, и мы именно и являемся этими людьми! Мы знаем, что все эти выдающиеся заслуги Мао в истории были достигнуты ценой полного отрицания нас всех, как индивидуумов. Как же после этого мы ещё можем поклоняться ему?
Современные молодые люди сами не пережили те события, они только видят, насколько возвышенный его образ, при этом они совсем не думают о том, что поклонение диктатору - это очень смешно. Почему смешно? Когда ты поклоняешься лидеру авторитарного режима, то ты не иначе как сам желаешь этот режим или же воображаешь, что будешь очень нужным и значимым человеком при этом режиме. При этом ты забываешь, что ты должен будешь жить под авторитарным управлением и, очень возможно, можешь стать его жертвой. Очень многие люди именно становятся его жертвами. Если ты подумаешь об этом, то будешь ли ты ещё поклоняться ему?
Люди моего возраста пережили Культурную революцию. Я ещё можно сказать нормально прошёл всё это. Но ведь были хунвэйбины, которые прямо падали ниц от одного упоминания о Мао. Почему люди моего поколения против Мао? Потому, что мы обнаружили, что всё то, во что мы верили, обернулось для нас ничем, все наши ожидания превратились в ничто, и мы сами тоже стали никем. К счастью, Мао умер в 1976 году, если бы он прожил ещё 10-20 лет, то не было бы сейчас тех, кто присутствует на этой дискуссии, вряд ли людям удалось бы получить образование и т.д.
Поэтому получилось так, что успех одного человека был сделан ценой бессмысленности жизни сотен миллионов людей. Поэтому мы - это те, кому был нанесён вред, почему же мы всё ещё поклоняемся ему? Он сделал так, что вся наша жизнь пошла насмарку. Почему мы говорим, что хорошо в демократических странах? Именно потому, что в этих странах невозможно, чтобы один человек без всяких ограничений навязал всему обществу свои мысли и идеи. В этих странах каждому человеку даётся шанс проявить себя и сыграть именно свою собственную роль.
Это похоже на сцену, на которой все в принципе имеют равные права, но почему-то петь может только один, который не даёт это делать другим. Конечно сам он себя полностью реализовал, но подумал ли он о том, что все остальные проживают свою жизнь напрасно, все они стали просто слушателями? В демократическом обществе каждый человек может выйти и спеть, никто не может делать это так единолично и самовольно. Один поёт, другой может его прервать, все слушают друг друга.
В демократическом обществе какие бы способности у человека не были, он не сможет оставить такой большой и глубокий отпечаток в истории. Но преимущества этого общества именно в том, что оно каждому человеку даёт шанс выйти на сцену и проявить себя.

Ведущий: На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю программу. Большое спасибо вам, господин Ху Пин.

Интервью публициста Ху Пина (КНР) телеканалу НТДТВ. Беседовал Лин Сяосюй.

Источник публикации и фотоматериалов: «Великая эпоха» - международный информационный проект


Общество