Хабаровск православный Журнал Неделя «Об Адамовом изгнании» – воспоминание о потерянном Рае

Неделя «Об Адамовом изгнании» – воспоминание о потерянном Рае

Иеромонах Никанор (Лепешев)

26.02.2009

Последнее воскресение перед началом Великого Поста именуется в церковном календаре как «Неделя сыропустная», или «Об Адамовом изгнании». Оно вводит нас в Святую Четыредесятницу – Великий Пост.

Что же означают эти названия наступающего воскресенья? «Сыропустным» оно именуется потому, что в этот день православные христиане последний раз перед Постом вкушают сыр, другие молочные продукты и вообще непостную еду. Т.е. это наименование указывает на внешнюю сторону наступающего Поста: на воздержание от скоромной пищи.

Но Пост – это не просто оздоровительная диета. И название «Об Адамовом изгнании» говорит нам о внутренней его стороне – о сугубом покаянии в наших грехах. Накануне Поста Церковь во время воскресного богослужения напоминает нам о событии утраты Рая нашими Прародителями. Ради чего это делается? Ради того, чтобы каждый из нас заглянул в свою душу и честно признался себе, насколько он внутренне далек от Бога. Христос Своей смертью на Кресте и Своим Воскресением из мертвых снова открыл для нас двери утраченного Рая.

Но мы, к сожалению, далеко не всегда принимаем этот Его дар, продолжая потакать нашим страстям, похотям, дурным привычкам и наклонностям. Своими грехами мы снова и снова лишаем себя вечной жизни. Как гласит народная мудрость, «под лежачий камень вода не течет». Об этом же говорят Святые Отцы: «Бог сотворил нас без нас, но нас без нас не спасает». Поэтому неотъемлемой частью Поста для нас должно быть духовное усилие над собой, т.е. очищение своих мыслей, чувств, слов и поступков. Воздержание не только от определенной пищи, но, в первую очередь, воздержание от зла. И через это, с Божьей помощью, мы вновь обретем потерянный Рай: сначала в своем сердце, а потом и в вечности.

И наша жизнь станет уже не просто «хроникой», а лестницей, ведущей нас на Небеса.

Также воскресенье «Об Адамовом изгнании» называется «Прощеным». В этот день мы испрашиваем друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, для того, чтобы вступить в Великий Пост с чистой совестью. Мы все помним слова молитвы «Отче наш»: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Т.е. если человек хочет получить от Бога прощение своих грехов, он сам прежде должен научиться прощать окружающих. Перед Святым Причащением мы молимся: «первее примирися тя опечалившим», т.е. каждый из нас призван примириться не только с теми, кому он сам нанес обиду, но и с теми, кто обидел его самого. Такие усилия по сохранению мира со всеми – одно из проявлений нашей веры.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 28 февраля 2009 г.


Церковь, Богословие