Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Хабаровск Православный | Эра милосердия

Эра милосердия

Информационный отдел Хабаровской епархии

14.01.2023

Рубеж ХIХ –ХХ вв. – это время популярности благотворительного дела в самых разных слоях российского общества. К концу 1890 года число благотворительных учреждений выросло в несколько раз, а само развитие благотворительности приобрело форму «движения». Дальневосточное общество также откликнулось на нужды нуждающихся, что позволило развить благотворительное дело на нашей земле. В конце ХIХ в. на Дальнем Востоке было 10 организаций общественного призрения: 4 богадельни, 3 детских приюта, 3 школы благотворительного характера и три благотворительных общества.

Система общественного призрения в Приморской области, куда административно входили Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Никольск-Уссурийский, формировалась в соответствии с Уставом об общественном призрении от 1892 года и Городовым положением 1870 года.

Во Владивостоке благотворительное общество возникло в 1876 году, в Хабаровске — в 1885-м, Николаевске-на-Амуре и Никольске-Уссурийском — в 1900-м. Помощь оказывалась всем, не учитывая сословия или социальное положение: бедным, престарелым, увечным, неспособным к труду, больным.

Главную роль в организации благотворительности играла элита страны: члены царской семьи, семьи высших чиновников, представители армии и флота, Православной Церкви, городское самоуправление. Большую поддержку благотворительным обществам составляли частные пожертвования, различного рода благотворительные акции. Немалый вклад вносили меценаты и предприниматели Хабаровска.

И, конечно, за благотворительностью всегда стоят люди. Например, Екатерина Ивановна Невельская.

Эту женщину можно назвать первым социальным работником  в истории Хабаровского края. Хотя, конечно, таких понятий тогда еще не знали. Экспедиция Геннадия Невельского открыла России Амур и в устье реки основала первое русское зимовье. Вместе с мужем там поселилась совсем еще юная Катя Невельская, которая стала устраивать в зимовье свою маленькую «территорию милосердия» Она учила здешних нивхов разводить огороды, лечила их, согревала каждого душевным участием. Эта первая русская женщина на берегах Амура навсегда осталась в истории как удивительный пример человеческой доброты.

Екатерина Ивановна Невельская

Вот так вместе с открытием Амура начался на нашей земле и путь милосердия. Такое совпадение, наверно, не случайно. Русские начали заселять и осваивать нынешнюю территорию Хабаровского края в середине XIX века. Их ждали здесь громадные и необжитые просторы, дремучая тайга, суровый климат — жизнь была трудной и попросту невозможной без умения помогать друг другу.  Вот тогда и начал складываться это старый неписанный закон дальневосточников — не оставлять человека в беде.

В целом в дореволюционной России социальную помощь оказывали как говорится «всем миром». Первый благотворительный дамский комитет в Хабаровске создала в 1885 году супруга приамурского генерал-губернатора баронесса С.А. Корф. В 1890 году комитет преобразовался в хабаровское благотворительное общество. Как и в других подобных комитетах, пост председателя обычно занимала первая дама — супруга высшего администратора. В 1893 году это место заняла В. Ф. Духовская. Члены комитета избирались тайным голосованием, эта общественная должность считалась очень престижной: число кандидатов всегда превышало число вакансий.

Варвара Духовская за столом справа

Из воспоминаний Варвары Духовской:

«На заседании благотворительного общества решено строить детский приют, и постройка здания предложена полковнику Александрову. Тифунтай пожертвовал на это доброе дело 1000 р., а богатая жительница Верхнеудинска Голдобина, находившаяся в это время в Хабаровске, дала на постройку приюта шесть тысяч рублей; в благодарность ее избрали в пожизненные члены благотворительного общества. Строится также Александро-Ксенинский приют на десять инвалидов, благодаря великому князю Але­ксандру Михайловичу, который пожертвовал навсегда свое годовое офицерское жалованье на это богоугод­ное заведение. Наших четырех инвалидов мы сдали Красному Кресту и поместили их пока в госпитале. Бывшее их помещение перестраивается в публичную Николаевскую библиотеку, в которую государь пожертвовал множество книг; из Петербурга прислано уже 8000 томов. 6 декабря было открытие библиотеки, по окончании молебна муж послал государю благодарственную телеграмму и на другой день получил милостивый ответ». (…).

«Новый приют наш, наконец, открыт, помещается в нем теперь восемь девочек и два мальчика: один из них лежит недвижим в креслице, разбитый параличом. Дети сами прибирают комнаты, стирают белье и присматривают на кухне. При выходе из приюта у них, по крайней мере, будет готовый кусок хлеба, всякий с удовольствием наймет их в прислугу. Попечительница приюта, m-me Куколь-Яснопольская, прикладывает много старания, и порядок у нее прямо образцовый.

В приюте на елке муж спросил одну из девочек, как она назовет полученную в подарок куклу, и та, подумав немного, сказала: «Варей». В такие годы и уже дипломатка! Много было увеселений на праздниках: в кадетском корпусе танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне солдатский спектакль, а в общественном собрании огромная елка для двух городских училищ, на которой детям давались подарки и обильное угощение с замороженными мандаринами на первом плане». (Дневник княгини Варвары Духовской).

Варвара Духовская у елки. Напротив, справа – С.М. Духовской

В 1891 году баронесса С. А. Корф открывает в Хабаровске маленький приют для одиноких престарелых жителей: всего для четверых человек. Дом опекала одна из членов комитета, в штате были экономка-кухарка, сиделка и чернорабочий.

15 мая 1895 года открылись бесплатные курсы для дам по уходу за больными и ранеными. За три месяца курсы прошло достаточно много слушательниц, а пять дам пожелали держать экзамен в присутствии генерал-губернатора. Состоялась торжественная закладка здания приюта, строительство которого закончилось в том же году, и благотворители стали заготавливать нужные для этого заведения вещи.

Дом Александро-Ксениинской общины сестер милосердия Российского Общества Красного Креста по ул. Инженерной (ныне Тургенева)

Также в Хабаровске был открыт Ольгинский детский приют трудолюбия и первую богадельню для инвалидов. Что же из себя представляли такие приюты, и почему они звались Ольгинскими? «Ольгинский приют» - это «особое убежище для призрения детей обоего пола, остающихся без призора и пристанища». Николай II повелел открыть такое заведение в Петербурге после рождения великой княжны Ольги Николаевны. Этот приют послужил образцом для устройства и развития подобных учреждений в Российской империи, и для них был разработан типовой устав. Дети принимались в приюты без различия вероисповедания, сословия или звания, но способные к работе по состоянию здоровья. Их обучали Закону Божиему, грамоте, земледельческим, огородным работам и несложным ремеслам.

Детский приют

Жизнь детей в приютах строилась в соответствии с особым режимом и порядком. Утро начиналось с молитвы. В то время, когда старшие были на занятиях в школе или работали в мастерских, дети дошкольного возраста играли в мячи, кубики, куклы. Также, по возможности, дети вели всю домашнюю работу в приюте. Большое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию и физическому развитию. Под руководством священника или кого-либо из учителей для детей устраивались религиозно-нравственные чтения и беседы, дети обучались хоровому пению духовных и нравственных песен. В воскресные и праздничные дни все свободные от работы дети посещали церковные богослужения. В 1911 году в Ольгинском приюте Хабаровска воспитывались 36 девочек и 20 мальчиков. После Октябрьской революции в 1918 году, «Ольгинский детский приют трудолюбия» был переименован в «Детский дом №1», каким он остается и по сей день.

Ольгинский детский приют трудолюбия

Некоторые хабаровские благотворительные учреждения также были под опекой царских особ. Так, детский приют-ясли с 1910 года состоял под высочайшим покровительством государыни императрицы Александры Федоровны. Александро-Ксеньевская община сестер милосердия Красного Креста в Хабаровске и богадельня при ней были сооружены и поддерживались на средства великого князя Александра Михайловича. От него в богадельню, существующую с 1885 года, на содержание двух кроватей ежегодно поступали пожертвования в 300 рублей. Покровительницей еще одного детского учреждения была великая княгиня Ксения Александровна.

Детский приют-ясли

Но не только члены царской семьи оказывали помощь неимущим.  В 1901 году полковник С.Н. Ванков организовал общество, которое помогало детям-школьникам из бедных семей. Собранные средства шли на оплату обучения, покупку учебников, книг, одежды. В 1910 году местные медики создали хабаровский отдел Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом. Вскоре отдел открыл оздоровительный  лагерь для больных на реке Кия. Это был первый детский лагерь в истории нашего края.

Путь милосердия для русского человека привычен. Иногда по нему шли целыми династиями. Особой щедростью в делах милосердия славились хабаровские купцы Богдановы, Пьянковы, Плюснины… Они строили церкви, открывали школы, приюты, столовые для бедных, бездомных людей и жили по христианскому принципу милосердия. Все дети в Хабаровске хорошо знали «дядю Васю» - Василия Плюснина, карманы которого всегда были полны конфет для них. Иногда Плюснин полностью закупал утренний сеанс в кинотеатре «Иллюзион» и водил туда ребят из сиротского дома. В 1913 году он основал под Хабаровском свою «территорию милосердия» — сельскохозяйственную колонию для детей-сирот.

Хабаровский голова А.В. Плюснин в городском детском приюте

Милосердие всегда было связано с традиционной системой христианских ценностей. Подать милостыню, накормить голодного, обогреть бездомного — этим богоугодным делам всегда учила своих прихожан церковь. Но на хабаровской земле она сыграла еще одну, особенную роль: именно церковь в первую очередь помогала коренным народам Амура — нивхам, нанайцам, ульчам. В начале ХХ века в национальных селах края было 17 миссионерских станов со своими школами, ремесленными мастерскими, лечебными пунктами и аптеками, где бесплатно и учили, и лечили, и помогали в хозяйственных делах коренным амурским народам. Все они содержались за счет Православного миссионерского общества и частных пожертвований. Традиции эры милосердия на хабаровской земле не прерываются и сейчас…

Сестры милосердия. Из хабаровского альбома нижегородского отряда.



"Образ и подобие"