Хабаровск православный Журнал Опыт противостояния деструктивным сектам на Сахалине

Опыт противостояния деструктивным сектам на Сахалине

Протоиерей Виктор Горбач

15.02.2008

Сахалинская область в советское время была известна не только как единственная в стране область на островах, но как атеистическая зона, где еще в тридцатые годы двадцатого столетия закрыли все храмы, а в пятидесятые здесь не было уже ни одной зарегистрированной религиозной общины.

Первый православный приход на Сахалине после десятилетий безбожия был открыт в 1989 году. А в 90-е гг. Сахалин стал объектом мощной экспансии миссионеров нетрадиционных для нашей страны конфессий.

Ежегодно на Сахалин только официально приезжают более ста иностранных миссионеров. По неофициальной информации правоохранительных органов, на деятельность каждой из существующих на Сахалине конфессий их зарубежными центрами выделяется до 500 тыс. долларов в год. Занимая важное геостратегическое положение и обладая значительными запасами полезных ископаемых, Сахалинская область привлекает внимание множества различных сект. В регионе действуют более 80 религиозных объединений, имеющих управленческие центры за рубежом Безусловно, деятельность нетрадиционных религиозных объединений – это мощный инструмент, используемый для отделения дальневосточных земель от России.

Деятельность деструктивных религиозных культов на территории Сахалинской области вызывала и вызывает озабоченность и государственных органов власти. Еще в 1997 году депутаты Государственной думы России отмечали, что конкретно в Сахалинской области в этом отношении сложилась неблагоприятная ситуация. Согласно официальному информационному сообщению депутата Государственной думы России второго созыва Н. В. Кривельской, например: «местные секты уделяют пристальное внимание высшим и средним учебным заведениям, тесно сотрудничают с представителями местной власти и таможенными службами острова. Подавляющая часть «пасторов» – граждане США и Кореи. Они активно участвуют в коммерческих предприятиях на Сахалине... Уже сейчас трудоустройство в некоторых сферах частного бизнеса осуществляется по конфессиональному признаку. Характер деятельности миссионерских южнокорейских религиозных групп зачастую имеет антироссийскую направленность. Местные средства массовой информации неоднократно сообщали о причастности иностранных «пасторов» к сбору разведовательной информации…. Многие молодые сахалинцы проходят обучение и стажировку в «миссионерских» центрах Кореи и США».

Наибольшее недовольство жителей области вызывает деятельность «Свидетелей Иеговы» (местные религиозные организации зарегистрированы в Ногликском, Александровск-Сахалинском, Охинском, Поронайском, Холмском районах, г.Южно-Сахалинске), выражающейся в навязывании и распространении печатной продукции прохожим на улицах, настойчивом обходе квартир и телефонных звонков незнакомым людям в попытках вовлечь их в свою организацию  Руководство секты неоднократно получало предупреждения по фактам  нарушения действующего законодательства.

Еще 17 января 1997 г. вопрос о ее антиобщественной противоправной деятельности (главный аргумент – отказ молодежи от службы в армии) обсуждался на заседании межведомственной комиссии Сахалинской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью  , а 27 февраля – на заседании общественного Совета по делам религий. 24 марта 1997 г. Управлением Юстиции была аннулирована регистрация общины за нарушение «территориального принципа деятельности», однако сектозащитникам удалось добиться признания недействительной отмены регистрации. Под влиянием данной организации  в 2001 г. – 3, а в 2002 г. – 18 жителей области уклонились от призыва на военную службу. Все они являются адептами секты «Свидетели Иеговы».

Метод хождения по квартирам и семейные занятия на дому позволяет долгое время удерживать потенциального адепта от информации об истории секты. Несмотря на такие потенциально опасные социальные моменты «Свидетели Иеговы» в самом центре областной столицы в 50 метрах от элитной школы, в 2001 году выкупили недостроенное здание отделения Сберегательного банка. Когда в 2002 году началось строительство Зала Царств, жители близлежащих домов стали бить тревогу.  Неоднократные обращения в различные органы власти и правоохранительные органы не принесли видимых результатов.

Исчерпав весь арсенал средств в стремлении решить вопрос, инициативная группа обратилась в суд, будучи твердо убеждена: каждый человек имеет право жить в той среде, которая ему нравится. Иск содержал просьбу о признании незаконными и недействующими с момента издания постановлений мэра, касающихся выделения земельного участка местной религиозной организации «Свидетели Иеговы» под строительство культового здания. Таким образом, жители близлежащих домов в г. Южно-Сахалинске в соответствии с Конституцией пытались защитить свои права на благоприятную окружающую (в там числе и городскую) среду и достоверную информацию о ее состоянии. Истцы настаивали  на выносе строительства за пределы густонаселенного квартала или его перепрофилировании – пусть это будет клуб, спортсооружение или любой другой объект, который реально послужит на пользу обществу.

Более десяти тысяч жителей города Южно-Сахалинска поставили свою подпись под обращением против строительства молельного дома свидетелей Иеговы. Горожане создали организацию «Южно-Сахалинск без тоталитарных сект».

В ноябре городской суд признал иск граждан об отмене постановления о разрешении строительства «зала царств» подлежащим удовлетворению, однако областной суд принял сторону секты, сославшись на приоритетное право собственника распоряжаться своим имуществом.

Таким образом, данный процесс выявил серьезное противоречие в действующем законодательстве. С одной стороны в соответствии с Градостроительным кодексом: «В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее – публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке». Таким образом, закон защищает граждан от соседства с сомнительными архитектурными сооружениями.

С другой стороны, получается, что любая секта, приобретя недвижимость, может использовать ее для своих целей без всякого согласования с жителями, проживающими в этом районе.

Именно такая ситуация сегодня развивается в Южно-Сахалинске. Община мормонов, действующая с 2000 года, пытается приобрести здание для своей штаб квартиры.

Дом в центре города, который, по приблизительной оценке специалистов, стоит от 18 до 25 миллионов рублей, приобретает частное лицо Марина Ксенофонтова  в интересах «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Эта сделка уже привлекла общественный интерес и вызвала однозначно негативную реакцию у руководителей образовательных учреждений, находящихся по соседству с будущим приобретением мормонов.

Можно отметить, что Сахалинская «Церковь ИХСпд» находится полностью под патронажем американских миссионеров. С целью распространения своего влияния на местное население и привлечения новых членов, в основном из числа перспективной молодежи, мормоны организовали на базе прихода бесплатные курсы английского языка. С 2001 года американцы уже направили на учебу в США, Великобританию по линии миссионерства 4  жителей областного центра, и идет постоянный процесс подготовки очередных.

Сахалинское областное объединение церквей Христиан веры евангельской Союза Христиан Веры Евангельской Пятидесятников в России – самое крупное из нетрадиционных религиозных течений на Сахалине.

В его состав вошли разнородные пятидесятнические организации т.н. евангельских христиан, пресвитериан и методистов. Большинство из них были созданы иностранными миссионерами недавно, включение в состав централизованной организации давало им возможность беспрепятственно перерегистрироваться после принятия Федерального закона 1997 г.

Одной из них является церковь «Благодать» (южнокорейская миссия «Грейс»), имеющая свои филиалы в 16-ти населенных пунктах Сахалина. Получая значительное финансирование из за рубежа, руководство «Грейс» устанавливает связи в административных и правоохранительных структурах, создает коммерческие предприятия, выдвигает своих кандидатов в муниципальные органы власти. Например, в 2001 году пастор «Грейс» в Долинске выдвигал свою кандидатуру на выборах главы администрации Долинского района.

Занимаясь фактически коммерческой деятельностью, руководители «Грейс» под прикрытием религиозной деятельности допускают различные нарушения российского законодательства.

Так, пастор одного из приходов данной религиозной организации Пак Xио Сун (г. Холмск) в нарушение ч 1 ст. 18.9, ч 1,2 ст. 18.15 КоАП РФ допустил нахождение на объекте строительства – здания христианской церкви «Благодать» – группу граждан КНР, не имеющих при себе документов, подтверждающих легальность их нахождения на территории Российской Федерации либо дающих основание для производства соответствующих работ на территории Российской Федерации.

После того, как должностное лицо органов иммиграционного контроля УФМС РФ по Сахалинской области уведомил Пак Хио Сун о необходимости составления акта проверки указанного выше строительного объекта, протоколов по поводу указанных выше административных правонарушений, а также последствия привлечения пастора к административной ответственности, последний с переводчиком Христианской церкви «Благодать» г. Холмска, которая продолжительное время являлась прихожанкой данной церкви, осуществили попытку дать взятку представителю органов иммиграционного контроля в сумме 300 000 рублей за оставления им без внимания указанных выше правонарушений.

В результате работы правоохранительных органов пастор церкви с переводчицей взяты с поличным при передаче денег. В отношении указанных лиц возбуждено уголовное дело.

В течение нескольких лет на территории Сахалинской области действовало миссионерское учебное заведение «Сам Юк», организованное миссионерами из Южной Кореи как миссионерский колледж. Позднее это негосударственное учебное заведение превратилось в институт. Учредителями института стал гражданин США Ким Хюн Су и Восточно-Российская Союзная Миссия Европейско-Азиатского Отделения Церкви АСД (г. Иркутск). Методическое руководство и ведение учебного процесса осуществляла Заокская Духовная академия церкви АСД.

Практически с момента образования на базе института осуществлялась подготовка пасторов (проповедников) для организации АСД, хотя институт в соответствии с законом «Об образовании» имел статус исключительно светского учебного заведения. На учебных занятиях осуществлялась религиозная пропаганда, сопровождавшаяся разжиганием религиозной вражды в отношении представителей иных конфессий. Таким образом, руководство адвентистской организации фактически сделало из института плацдарм по проведению незаконной религиозно-пропагандистской деятельности, ущемляющей конституционные права учащихся.

В результате совместной работы правоохранительных и контрольных органов первоначально была прекращена деятельность богословского факультета института «Сам Юк». В ходе проверки были выявлены факты незаконной деятельности АСД в светском учебном заведении. На их основании руководству института со стороны Управления Минюста, а также департамента образования Сахалинской области были вынесены предостережения о недопустимости осуществления деятельности, противоречащей лицензионным положениям и действующему законодательству. Проверки мероприятий, организованных руководством института «Сам Юк» с привлечением иностранных граждан показали, что деятельность американских миссионеров, а также руководства института, полностью противоречила положениям федерального законодательства.

Также были вскрыты нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок пребывания иностранных граждан на территории РФ, допущенные иностранными миссионерами института «Сам Юк», на основании чего они были привлечены к административной ответственности. 9 миссионерам из числа граждан США закрыт въезд на территорию РФ сроком на 5 лет. Таким образом, образовательная деятельность «Сам Юк» была полностью прекращена. Кроме того, институт «Сам Юк» лишился материальной базы (здания, в котором расположен институт), что является одним из основных условий получения лицензии на образовательную деятельность. Руководство института «Сам Юк» было вынуждено полностью прекратить свою деятельность на территории Сахалинской области.

На территории области функционирует община последователей «Бахаи» – синкретической религии, нацеленной на объединение всех вероисповеданий. Почитая Баха-Уллу как Мессию нашего времени, адепты культа проповедуют, что «Бахаи» является независимой религией, а не сектой какой-либо другой веры. На самом же деле бахаизм – мессианское ответвление ислама шиитского толка.

Эта малочисленная организация получила известность благодаря строительству огромного молельного дома из бетона, внешне напоминающего шатер цирка, за счет средств американского бизнесмена – последователя культа «Бахаи». Приехав в Россию и увидев своими глазами продолжавшуюся около десяти лет стройку, американец прекратил финансирование, а недостроенный «цирк» бахаи является видимым символом нашествия иностранных конфессий в 90-е годы.

С апреля 2006 года в Сахалинской области действует религиозная группа «Я – фиолетовое пламя», в основе учения которой заложены идеи т. н. иерархов, закрепленные в книжном издании – «Учение Вознесенных Владык» составленное Марком Л. Профетом,  и представляющая собой оккультные верования. Представители группы под прикрытием врачебной практики осуществляют распространение данного вероучения.

Серьезной опасностью для духовной безопасности жителей Сахалинской области является внедрение сайентологических бизнес методик, которые распространяются через различные семинары среди предпринимателей области. В епархиальное управление поступают многочисленные жалобы со стороны работников предприятий, на которых работодатели принуждают своих сотрудников посещать платные семинары, вовлекающие в Церковь сайентологии.

В своей деятельности секты используют принцип конфессиональной анонимности. Так, например, пятидесятническая организация «Вера, надежда, любовь» долгое время скрывалась за наименованием «Сахалинская церковь», и только после неоднократного обращения епархии управление юстиции вынесла предупреждение о недопустимости нарушения Федерального закона « О свободе совести и о религиозных объединениях».

В своем выступлении я коснулся только нескольких аспектов деятельности тоталитарных сект на Сахалине. Для более глубокого анализа потребуется отдельное исследование.

Однако даже этот анализ деятельности иностранных миссионеров на территории Сахалинской области показывает их деструктивность и опасность для целостности Российского государства. Вопрос уже перешел в сферу сохранения духовной безопасности России, обеспечения национальной безопасности. Правовым основанием осуществления мероприятий по защите духовной безопасности на территории острова должны являться Закон Российской Федерации «О безопасности», Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и иные правовые акты нашей страны.

Задачей-максимум для сект является переход из категории религиозного меньшинства в категорию большинства, а задачей-минимум – приобретение респектабельности и получение возможности влиять на общественную жизнь. Эта логика поведения очень ярко проявляется на Дальнем Востоке, особенно среди сект восточно-азиатского и западного происхождения. Для них выгодно формировать на территории Дальнего Востока группы российских граждан, культурно ориентированных на Китай, Корею, Японию, США, Западную Европу. Секты имеют значительную финансовую поддержку упомянутых государств, поэтому легко открывают двери муниципальных культурных центров, СМИ, школ, университетов, институтов, государственных органов. Они используют все доступные способы для привлечения новых членов.

Если эти организации добьются поставленных целей, то в России может произойти смена цивилизационных. ценностей, разрыв с тысячелетней традицией. Рост новых религиозных течений грозит и межрелигиозному равновесию, сложившемуся в российском обществе. Если традиционные религии России – Православие, ислам, иудаизм, буддизм – на протяжении столетий показывают пример добрососедских отношений, то секты уже сегодня расшатывают наше Отечество и разжигают межрелигиозную вражду. Это грозит сначала духовным, а затем и политическим расколом государства.

С момента своего образования в 1993 году Южно-Сахалинская и Курильская епархия Русской Православной Церкви проводит большую разъяснительную работу по противодействию деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере. Происходят постоянные контакты с учебными заведениями, представителями органов власти и СМИ, общественностью и правоохранительными органами по разъяснению деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов существующих на территории Сахалинской области. По приходам епархии распространяется литература по сектоведению, видеоматериалы, демонстрирующие пагубную роль деструктивных сект и организаций. Большую помощь Сахалинской епархии оказывает Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Президент Центра неоднократно посещал Сахалинскую область, встречаясь с представителями органов власти, студентами высших учебных заведений и общественностью.

Однако в этой важной работе необходима консолидация всех здоровых сил общества. Необходимо принятие мер по совершенствованию действующего законодательства, государство через специализированные учебные центры, средства массовой информации должно уделять достаточное место освещению практик и деятельности новых религиозных организаций, которые причиняют вред духовному и физическому здоровью человека, а также нарушают общественные традиции и порядок.

Тем не менее, ужесточение карающих механизмов и системы контроля в полной мере не помогут делу. Куда более продуктивнее являются меры по поддержке деятельности традиционных конфессий в их воспитательной и социальной работе, которая может заполнить духовный вакуум. Государство должно стремиться к диалогу и партнерству с религиозными организациями, укрепляющими общественное согласие, законопослушание, мирный труд, нравственное состояние общества.

И здесь целесообразно вспомнить, что Русская Православная Церковь на протяжении столетий является естественным охранителем духовной безопасности нашей Отчизны, воспитывая в людях милосердие, жертвенность, патриотизм, уважение к власти, жизненную и гражданскую активность, социальную терпимость к другим людям и мировоззрениям, уважение к национальному самовыражению в любой созидательной форме.

Доклад на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Секция: «Правовое государство и тоталитарные секты»

Материалы и фото любезно предоставлены автором

Общество