Хабаровск православный Журнал Сретенский женский монастырь в селе Батурино

Сретенский женский монастырь в селе Батурино

Ковалева Анастасия

21.02.2007

На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой Православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. Только в монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу. На Российской земле расположено большое количество святых обителей, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть очень древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела все вехи жизни святой Руси, с момента ее основания, а есть и очень молодые обители, только родившиеся и начинающие свою духовную жизнь. К таким «молодым» монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурино, Прибайкальского района, республики Бурятия.

Святая обитель расположена в живописном месте, в шестидесяти четырех километрах от города Улан – Удэ, близ трассы Усть – Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско – Забайкальской епархии после возрождения Православия. Вначале, на территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурино. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение, на месте старой деревянной церкви, построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, через шестнадцать лет, в сентябре 1829 года была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через семь лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь, в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги, с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в самое небо, белоснежный храм, с колокольней и изумрудными крышами, выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки новой церкви, также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она просматривалась со всех точек слободы.

В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого семьдесят лет, некогда великолепный храм, ветшал и постепенно разрушался. И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, церковь, наконец - то, была возвращена Русской Православной Церкви. Для реставрации храма требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут – то Господь и послал на помощь добрых людей – братьев Пруидзе; Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями, всего через несколько месяцев, разрушенный храм, вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско – Забайкальской епархии, протоиереем Олегом Матвеевым. В один из своих визитов в Бурятское благочиние епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурино женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско – Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно, из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния, люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.

Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года, монастырь был официально утвержден. На Забайкальской земле воссияла новая звезда, согревая в теплых лучах благодати многие и многие души. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско – Забайкальской епархии, владыки Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель – это большая радость для насельниц монастыря и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет. На сегодняшний день в обители труждаются тринадцать насельниц, во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит интересно, непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни – «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая – либо работа, которую поручает исполнять матушка настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре существуют самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя само, и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существует швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается в трудолюбивых руках сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь чтобы ни делала сестра, она , прежде всего несет послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, от чего монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре, а посетив трапезную и вовсе приходят в замешательство; почему обычная гречневая каша может быть такая вкусная? Здесь нет никакого секрета, а ответ на эту загадку очень прост. Ведь все, что не делается в монастыре – делается с молитвой.

По завершению утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезной, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай, во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. По завершению обеденной трапезы, в библиотеке монастыря читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания. С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай, совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской Божьей Матери – Небесной Покровительницы и Заступницы Забайкальской земли. О том, как проистекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем понять из слов матушки настоятельницы: - «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь, друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся «зрети своя прегрешения и неосуждати брата своего…», как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».

Общество