Хабаровск православный Дальний Восток В Бурятии установят памятные знаки в местах пребывания протопопа Аввакума

В Бурятии установят памятные знаки в местах пребывания протопопа Аввакума

01.02.2007

УЛАН-УДЭ. С 30 мая по 3 июня 2007 года в Бурятии пройдут «Встречи старообрядцев мира». Знаковыми событиями «Встреч» станут установки памятных знаков на пути следования по Забайкалью протопопа Аввакума, а также закладка первого камня в основании храма Рождества.

Известно, что протопоп Аввакум, не принявший реформу  патриарха Никона в 1653 году, был сослан в Тобольск, а затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли» (Даурия — название части территории Забайкалья и (до XVII века) западной части Приамурья).

Как поясняет пресс-служба правительства Бурятии, к дням встреч в Улан-Удэ и районах республики готовится большая информационная программа, направленная на сохранение и развитие культуры и традиций старообрядцев.

Так, планируется провести V международную научно-практическую конференцию «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Должны состояться международный фестиваль-конкурс «Раздайся Карагод», республиканский детский фестиваль семейской песни, соревнования по народным играм и забавам, выставки. Будут проведены презентации этно-туристических маршрутов.

В пресс-службе пояснили, что основную массу староверов Забайкалья, более 100 тыс человек, образуют, так называемые семейские. Это потомки староверов, образовавших здесь группу русского старожилого населения. Их значительная часть живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов Бурятии. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, есть в Заиграевском, Баргузинском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы — это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.

В начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин тогдашней Европейской России и особенно Сибири. Она в первый же год своего вступления на престол своим манифестом пригласила всех старообрядцев вернуться в Россию. Им предлагались льготные условия поселения в Сибири и других областях страны.

Массовое переселение старообрядцев из Польши в Восточную Сибирь началось в середине XVIII века. Наиболее многочисленные группы староверов прибыли для поселения в долину реки Хилка в 1768 году. Затем значительные партии прибывали почти ежегодно. Заселение старообрядцами Забайкалья проходило на протяжении более чем двух десятилетий, вплоть до конца 80-х годов XVIII века.

Старообрядцы шли в далекий неведомый край целыми семьями, и, обосновавшись на новом месте, так же селились семьями. Отсюда и прозвище «семейские», которым они сами себя называли.

Заселение восточной окраины России вызывалось государственной необходимостью. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе и установление границ с восточными соседними странами требовали немалого количества, прежде всего, продовольствия для горнорабочих и армии. Колонии старообрядцев явились как раз тем источником рабочей силы, которая могла восполнить пробел в развитии земледелия на восточной окраине русского государства.

Кстати, в республике в минувшем году подготовлен комплект учебно-методических пособий для общеобразовательных школ региона по истории и культуре семейских староверов Забайкалья.

«Православное старообрядчество»/Патриархия.ru