Хабаровск православный Журнал Неделя святых праотец

Неделя святых праотец

Игумен Ефрем (Просянок)

23.12.2009

За две недели до Рождества Христова православные христиане начинают особую подготовку к празднованию великого события — пришествия в мир Христа Спасителя. В нынешнюю неделю мы вспоминаем святых, живших до Рождества Христова, — всех благочестивых ветхозаветных людей, с верою ожидавших пришествия Спасителя, отчего и неделя эта называется Неделей святых праотец. Этим воспоминанием Церковь переносит нас мысленно во времена ветхозаветные, во времена, предшествовавшие явлению обещанного Богом Избавителя. Для побуждения к нравственному самоочищению Предание Церкви поставляет перед нами целый сонм великих праотцев, воссиявших своей богоугодной жизнью.

Они знали о Боге, быть может, только одну сотую того, что знаем мы с вами, но они спасались верой в Mecсию, и кроме пророчеств Ветхозаветного Священного Писания, иногда очень трудных для понимания, они по существу ничего не знали. Все праотцы жили надеждой на будущего Искупителя и постоянно выказывали свою веру в Него. Но в то время как небольшое число благочестивых людей ожидало явления Спасителя на земле, большая часть богоизбранного народа израильского не приняла Христа, отвергла Божий глас и попечение о своем спасении, лишила себя блаженной вечной жизни.

Именно поэтому в нынешнее воскресенье, согласно древнему церковному установлению, в Церкви за Литургией читается евангельская притча о званых на брачный ужин.

Вот что повествует святой апостол и евангелист Лука. Однажды, когда Господь наш Иисус Христос был приглашен на пиршество к фарисейскому начальнику, некто из пребывавших там людей воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14, 15) И Христос всем присутствовавшим за трапезой предложил в ответ на это следующую притчу. Один человек решил сделать большой ужин и позвал многих. Но когда наступило время ужина, и он послал своего раба сказать приглашенным, что уже все готово, они все начали, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал, что купил землю и ему нужно пойти посмотреть ее. Другой человек сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их». Третий в качестве причины отказа указал на то, что только женился и потому не может пойти на вечерю. И, возвратившись, раб донес об этом своему господину. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». Когда это повеление хозяина было исполнено, то оказалось, что еще есть место. Господин вновь повелел рабу пойти по дорогам и изгородям и убедить прийти еще людей, чтобы наполнился дом. «Ибо сказываю вам, – заключил господин, – что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24).

Под образом доброго хозяина в этой притче разумеется Бог, Небесный Отец, Который постоянно зовет нас на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, уготованное нам от сложения мира. Под рабом, созывавшим на вечерю, в этой притче понимается принявший зрак раба ради нашего спасения Единородный Сын Божий, Который всегда призывает нас словами: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Ближайшим образом эта притча относится к современным Господу Иисусу Христу иудеям и язычникам, которые в течение многих веков подготавливались действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя и вступлению в Церковь Христову. Но по своему упорному неверию, по увлечению житейской суетой и греховными удовольствиями они не восхотели явиться на брачный пир Сына Божия, не вошли в лоно Его Святой Церкви, в то время как и Сам Он, и Его Апостолы призывали их на путь покаяния и спасения во Христе Иисусе.

После того, как званые оказались недостойными брачной вечери, слуга по повелению своего господина приглашает на пир всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с благодарностью отзываются на приглашение войти на пиршество и быть участниками великой вечери. Под этими людьми разумеются те, кто с большой готовностью отзываются на приглашение Божие следовать за Господом для достижения Царствия Небесного.

Мы с вами, братья и сестры, являемся призванными в Царствие Небесное. Будем поэтому внимательны к гласу Божию, памятуя, что есть предел нашему земному существованию, что придет время, когда милосердие Божие, которое ныне призывает нас к покаянию и исправлению, уступит место правосудию и праведному гневу Божию. Не будем забывать, что для нас сейчас время благоприятное. Не нужно забывать о важных для нашего земного бытия делах, но и не следует делать себя рабом повседневности и греховных позывов нашей души. Очистим себя покаянием и постараемся исправиться, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью и от полноты сердечной воспеть хвалу рожденному в Вифлееме Богомладенцу Христу!

Неделя святых праотец в этом году завершает еще один год нашей жизни. С раннего детства и до глубокой старости мы ощущаем приближение Нового года просто физически. Новый год для всех людей — особенно теплый праздник. Это — как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность. Как бы человеку ни было плохо, у него берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. Существует обычай в Новый год приветствовать друг друга пожеланием счастья. Такой обычай перешел к нам от старых времен, он неуклонно сохраняется, передается из рода в род. И это, видимо, имеет глубокий смысл. Когда мы говорим «с новым годом, с новым счастьем», то, конечно, произносим эти слова, не как пустые звуки, но сознаем, что в них заключается не только смысл, но и некоторая сила. Если не все, то весьма многие, поздравляя с новым годом, с новым счастьем, понимают, что наступающий год — каков бы он ни был — есть уже новое счастье. Каждый день нашего бытия несравнимо превосходит дни небытия; жизнь сама по себе есть уже счастье; она дана благим Творцом для блага. Если же для кого-либо она — эта жизнь — становится несчастьем, то виновен в этом не Тот, Кто дал ее, а сам человек, превративший светлые дни счастья в темные ночи несчастья.

С другой стороны, приветствуя друг друга пожеланиями счастья, мы — хотя может, и не всегда сознательно — выражаем убеждение, присущее нашей разумной природе, что слово человеческое, сказанное от души —  не пустой звук, но в нем, этом разумном, живом слове, заключается жизнь и сила.

По-настоящему счастливым бывает человек, когда идет по жизненному пути без всяких препятствий. Да, с нами случаются неприятности, мы сталкиваемся с множеством трудностей, но, с Богом нам все по плечу. Только твердая вера может дать человеку правильные ориентиры для принятия решений, для того, чтобы устоять перед соблазнами века сего. Только  добродетельная жизнь дает человеку крепость. И что же в этом смысле значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления. Новый год это сильное побуждение к новым, добрым делам.

Когда-то настанет последний день, после которого не будет времени. Придет пора, когда настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей; не будет постепенных чередований зимы, весны, лета и осени. Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неизменному слову Самого Творца. Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагой Господь человека и род человеческий. И к этой вечности уже причастны многие из живших на земле людей – мы называем их святыми, то есть особенными, ибо они, прожили земную жизнь по-особому, а главное – окончили ее в мире с Богом — и получили свое праведное воздаяние.

В Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск. И даже в мрачном мире, исполненном отчаяния, христианин живет надеждой. И оттого, что живет надеждой, он может преодолевать все испытания. Для христианина лучшее всегда впереди.

С наступающим Новым годом вас, дорогие друзья! Пусть у вас будет новое счастье! И да благословит всех нас Господь!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении».  26 декабря 2009 года.

Церковь, Богословие