Хабаровск православный Журнал Праздник Российского студенчества

Праздник Российского студенчества

25.01.2007

Студенты всех регионов Дальнего Востока первыми в России отпраздновали «Татьянин день» - день святой мученицы Татианы, ставший Днем Российского студенчества. Эстафету празднования Татьянина дня приняли у дальневосточников студенты-сибиряки, уральцы и студенты вузов европейской части России. В связи с возрождением празднования Татьянина дня как праздника российских студентов, многие все чаще проявляют интерес к той, кто стала небесной покровительницей студенчества. Так кем же была она – святая мученица Татиана, и за какой подвиг ее имя осталось не только в истории Церкви, но и в истории российского образования?

Согласно преданию, в III веке н.э. юная диакониса дева Татиана подверглась гонениям за Христа. Когда ее заставили молиться языческому божеству, Татьяна не отказалась от своей веры, и молитва ее Иисусу Христу была столь сильна, что языческое божество упало с пьедестала и разбилось. После многочисленных пыток Татиану казнили. С 235 г. в этот день и стало праздноваться христианской Церковью воспоминание подвига мученицы, а сама Татиана причислена к лику святых.

Спустя сотни лет, уже в 1755 г., в этот день российская императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении Московского университета». Идея создания и проект Университета принадлежат М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову, которые понимали, насколько значимым для Российской Империи является создание такого научного учреждения.

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Указ об Университете Елизавете именно 25 января для того, чтобы порадовать мать, у которой в этот день были именины. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

С начала основания праздник не отмечался пышно, и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX в. этот день становится праздником студентов МГУ, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. В этот праздник стирались все различия: преподаватели праздновали вместе со студентами, богатые веселились с бедными. Выпускники Университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником многих образованных граждан огромной Империи.

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком сомнительным для государства победившего пролетариата. В 1918 году университетскую церковь закрыли и в ней устроили читальный зал, а в 1923 году празднование дня святой мученицы Татианы запретили. Вместо него предписано было праздновать «День пролетарского студенчества». Но годы шли, значение Московского Университета росло, а день основания также чтили и уважали, как и прежде, а многие преподаватели втайне праздновали его не только как праздник студенчества, но и как день своей покровительницы – девы-мученицы Татианы…

В 1992 году, после вступления на должность ректора МГУ В.А. Садовничего, была возобновлена традиция празднования Татьяниного дня в Университете. Затем в МГУ был возрожден университетский храм во имя мученицы Татианы. И теперь этот день стал праздником не только студентов МГУ, но и праздником всей российской студенческой братии. И не случайно, наверно, что покровительствует всем студентам России не Вселенский учитель, не высокомудрый святитель, не ученый муж и не проповедник, а мученица, которая пострадала в том же возрасте, в каком находится большинство студентов. Ведь жизнь, а, стало быть, и образование, и становление личности настоящего человека – человека образованного, мудрого – это всегда мученичество. Это – вечная необходимость плыть против течения, переламывать в себе упрямство, лень, узость мышления, отрывать себя от земли, к которой притягивают быт, мелочность и гедонизм. И именно пример и молитвы этой девушки, которая сумела воспарить ввысь, увидеть истинную суть всей жизни человека – бытие, жизнь со Христом – и не убоялась отдать за это свою молодую жизнь, может дать любому из нас силы для служения на благо вере и Отечеству.


Общество