Хабаровск православный Журнал Три дня из жизни паломника.

Три дня из жизни паломника.

24.08.2011

С 4 по 14 августа группа хабаровских паломников совершила поездку на Святую Гору Афон. В состав группы входили: архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий, иерей Роман Никитин (руководитель Информационного отдела епархии) и Александр Ноздрин (руководитель военно-патриотического сектора Отдела по работе с молодежью Хабаровской епархии). В Москве хабаровчане присоединились к официальной паломнической делегации Московской Патриархии, отправляющейся на Афон для празднования дня памяти св. вмч. Пантелеимона - главного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Своими впечатлениями о поездке поделился Александр Ноздрин.

Мне до последнего не верилось, что я лечу на Афон. Говорили, что мне очень повезло, и что это - милость Божия, побывать на святой земле Афона. Наш путь пролегал через Москву. Мы остановились на Проспекте Мира в подворье Русской Православной Церкви, на территории которой имеется храм святителя Филиппа митрополита Московского. На фоне серой громадины спорткомплекса «Олимпийский» храм сияет как жемчужина необычайной красотой, притягивая взор легкой, светлой и нарядной архитектурой.

Вечер этого дня мы провели в государственной Третьяковской галерее, основанной в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющей одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Наша экскурсия началась с осмотра старинных икон. Естественность и красота ликов воодушевляли меня. Без молитвы, конечно, не обошлось, и как же не помолиться перед такими намоленными иконами как Спас Нерукотворный, Богоматерь Владимирская, Дмитрий Солунский на троне, Георгий, Успение пресвятой Богородицы.

Три дня из жизни паломника.<br />

Далее мы отправились осматривать шедевры Русской живописи: Шишкин И. И, Васнецов.В. М, Верещагин.В. В и много других известных живописцев, которые внесли творческий вклад в развитие отечественной культуры.

В зале русского прикладного искусства мы обнаружили великолепный потир, выполненный из серебра: тонкое кружевное литье тончайшей работы с литыми ангелами на краях чаши. Ощущение, что ангелы держат чашу со вставками из Евангелия в изящно выполненной позолоченной оправе. Она весит не меньше пуда. На этом закончилась наша экскурсия. Уставший, но переполненный впечатлениями от увиденного, я возвращался домой.

Первый день на Афоне

Во второй половине дня мы уже летели в Грецию. Приземлились в Салониках. Это типичный европейский город со множеством узких улочек и машин. Следующая оставнка была в маленьком курортном городке Уранополисе. Он запомнился мне небольшими уличными кафе и теплым морем, в котором нам удалось искупаться.

Три дня из жизни паломника.<br />

В обед мы уже мчались на катере, пронизывая синие волны морской соленой воды так быстро, будто сам катер торопился на святую гору. Не покидало стойкое ощущение, что мы попали в прошлое. В далеке виднеются скиты, монастыри, как укрепленные замки. Рядом с ними, как сторожевые псы, стоят высокие башни с очень толстыми стенами: на первых этажах нет окон. До XVIIIв. было много нападений на монастыри, монахов грабили, убивали или забирали в плен.

Нас поселили в монастырь св. Пантелеймона, построенный в конце XVII в. В нем нет укреплений, сторожевых башен, но красота его поражает: зеленые купола храмов на белом фоне видны издалека. Многоэтажные здания вокруг монастыря, несмотря на то, что некоторые из них заброшены, подчеркивают благородство и величие русской души. Вокруг монастыря раскинулась огромная территория: только представьте, 25 храмов, которые некогда были действующими. До революции в монастыре насчитывалось пять тысяч человек, из них 2 тысячи монахов, 2 тысячи паломников, тысяча рабочих. На сегодняшний день в нем проживает всего 65 монахов. Нас поселили в хорошую гостиницу, вид из окна которой был просто чудесный. Утренняя служба начинается очень рано, но она проходит на одном дыхании, хотя длилась очень долго.

Много чудес и явлений происходило в обители. Одно из них, явление пресвятой Богородицы, которое произошло в 1903г. Монастырь делал много пожертвований, сюда приходили люди за помощью и получали ее. Но когда синод решил запретить пожертвования, явилась Богородица, этот момент запечатлел монах. Когда проявили пленку, то увидели, что Богородица берет хлеб и уходит. Руки у нее сложены на благословение подавать помощь. Благотворительность продолжилась, и на этом месте построили великолепную часовню.

Моя первая ночь в монастыре… Только закрываешь глаза, как призывный громкий звук колоколов приглашает на ночную службу. В храм ведут длинные коридоры, поражающие своим богатством. Золото иконостасов и икон мерцает в блеске свечей. В узкие окна вливается лунный свет, окрашивая помещения в синие оттенки. Золото и синева - так запомнился мне ночной храм Покрова Богородицы.

День второй

Днем мы отправились в Карею. Это столица Афонской горы. Там же располагается орган управления республикой Афон – Протат. Помолившись всем чудотворным иконам, мы отправились к самой знаменитой иконе на Афоне к Иверской Божьей Матери. История этой иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Во времена иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы, некая благочестивая вдова из Никеи хранила у себя образ Богоматери. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет".
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день.

День третий

Третий день на Афоне. Ежедневно мы ходим на пятичасовые службы, после которых чувствуешь себя бодрым и наполненным сил, после трапезы мы отправились к чудотворной иконе и главной святыне монастыря Дохиар. Эту икону именуют «Скоропослушница». В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Через час нас встречали высокие укрепленные стены монастыря. Мы подошли в предел, где находилась икона «Скоропослушница» вся в золотых украшениях. Это благодарность людей за совершенное чудо или просьба о нем. После Акафиста мы отправились в свой монастырь, нас ждала праздничная служба, посвященная святому мученику Пантелеймону. Это и была наша главная цель поездки – почтить память святого.

Нам предстояла еще не меньшая задача: забраться на самую высокую гору на острове. Святая гора представляет собой полуостров, он очень горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными оврагами, а юго-восточной части св. горы возвышается Афон высотой 2033м над уровнем моря, туда нам предстояло забраться. Предание гласит , что Богородица немного не добралась до самой вершины, а где она остановилась с апостолами, там возвели храм Панагия.

Три дня из жизни паломника.<br />

И вот мы отправились на св. гору Афон. На пароме мы дошли до Карули. Нам предстоял долгий путь к вершине горы. Мы стали забираться по выложенным ступенькам вверх, но они уже скоро закончились, и, пройдя немного, мы подошли к келье, где обосновался Хабаровский монах - отец Олимпий. Далее наш путь лежал вдоль скал, оврагов и через покрытое камнями поле. Через два часа мы были в храме Панагея. Ночью полил сильнейший дождь, но к нашему отбытию он прекратился. И в четыре утра мы отправились на гору. Шли в плотном тумане по скользкой земле, покрытой камнями и травой. Был жуткий холод, но он не сравним с той радостью, когда видишь конечную цель похода. Перед нами предстал храм Преображения Господня. Мы отслужили литургию, причастились, дальше нас ждал обратный путь в родную обитель. Дорога обратно была очень легкой, и мы не заметили как уже шли на паром. От усталости не осталось и следа. Поистине, дни, проведенные на греческой земле – бесценный духовный опыт, откладывающий отпечаток на всю последующую жизнь.