"Последний" настоятель Иннокентьевского храма: судьба человека
Сайт храма св. Иннокентия Иркутского12.02.2021
На фото — протоиерей Виктор Васильевич Козловский. Родился он в 1873 году в Амурской области в семье священника, окончил Благовещенскую духовную семинарию. В 1899-м служил в храме села Ивановка Амурской области. Отец Виктор был последним настоятелем Хабаровского Свято-Иннокентьевского храма, он не оставлял службы и в дни революционных событий, и в период гражданской войны. Семья жила неподалеку от церкви по улице Протодьяконовской, 119 (ныне улица Фрунзе, дом не сохранился).
В Хабаровске священник прожил долгие годы, его очень уважали, любили. Из высоких наград у батюшки был орден Святой Анны 3-й степени. В 1932 году советские власти выслали отца Виктора из Хабаровска, и он жил сначала в слободе г. Самары, затем в с. Макарье Вятской области, служил в Троицкой церкви. Жена осталась с детьми в Хабаровске, но в июне 1933 года выслали и ее. Евдокия Ивановна с младшими детьми Питиримом и Валентиной выехала к мужу в с. Макарье, где семья поселилась в церковной сторожке.
С 1935 года отца Виктора назначили благочинным церквей Вятской области. Но в августе 1937-го Виктора Васильевича арестовали, забрав все церковные книги и многие ценные предметы. С того момента и на протяжении более полувека родственники ничего о нем не знали. После ареста мужа Евдокия Ивановна жила у дочери Надежды Викторовны Астафьевой в г. Липецке Воронежской области, помогала ей растить маленьких детей. В марте 1942-го переехала к дочери Вере Викторовне в пос. Семилуки той же Воронежской области и тоже помогала воспитывать трех детей (младшая, Лида, только родилась). Она спасала внучек, отдавая им все, а сама умирала от голода. В июле этого же года Евдокия Ивановна вместе с семьей дочери Веры попала на оккупированную немцами территорию, в город Чернигов, где и окончила свои дни в 67 лет. Произошло это в 1944 году. Похоронили Евдокию Ивановну в Чернигове на военном кладбище. Она сохранила два наперсных креста мужа, ждала и надеялась, что он вернется. Никто не знал, что отца Виктора уже давно не было в живых. Он погиб еще в 1937-м — расстрелян. Многими годами позже по суду отец Виктор реабилитирован.
Сложная судьба была и храма св. Иннокентия Иркутского, в котором служил батюшка: в советское время из него сделали планетарий, снесли купола и кресты, а вход, словно в насмешку над верующими, устроили через алтарь. Но не в силе Бог, а в правде. А потому сейчас над Хабаровском золотятся купола Иннокентьевской церкви, напоминая, что у Бога все живы. И новые настоятели непременно молятся о тех, кто отдал жизнь за веру. Вечная память!
Вечная память!