Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Людмила Конькова: «Моя мечта: чтобы я все успела»

Людмила Конькова: «Моя мечта: чтобы я все успела»

Информационный отдел Хабаровской епархии

07.06.2022

Она смогла объединить вокруг храма учебные заведения. Людмила Конькова создала межшкольный ресурсный Центр «Русский мир на Базе КАФ». Он позволяет ученикам не только с пользой общаться, но и найти себя в будущем Дальнего Востока. А к Церкви почетный работник высшего образования обратилась после поворота в своей жизни. Людмила Николаевна согласилась поговорить с нами не только о проекте, но и о личном.

- Я родилась на Украине. У нас, в моей местности, никогда не было гонений на Церковь, как таковых. Однако, храм от нас находится очень далеко, и в него ходить возможности не было. Я всегда знала, что Бог есть. Бабушка у меня была верующая. Она нас крестила еще маленькими. Молитвам учила коротеньким. Праздники: Пасха, Рождество у нас отмечались. Пасха - это вообще главные праздник! В школу ходили все с куличами, с крашеными яйцами. Это нормально было. Я всегда верила в Бога. Но так, чтобы в храм ходить… От случая к случаю.

В Хабаровске «захожанкой» я была в храме святого Александра Невского.  Полюбила его всем сердцем. Почему? Не знаю. Я не помню даже, каким образом я в него первый раз попала. Но стала заходить, заходить… А потом случилась моя личная трагедия, и я прибежала: исповедовалась, причащалась.

- Говорят, чем больше скорбь, тем ближе Бог. Получили ли вы утешение?

-  Да. На мою трагедию личную еще наложились беды. Они шли одна за другой. И мне говорили: «А как ты можешь не отвернуться от Бога? Ведь у тебя одно за другим…».   А у меня наоборот вышло: я понимала, что так и надо мне. Я приходила, я плакала, я молилась. Я понимала, что без Бога я теперь уже не смогу, вот никак не смогу.

-  Вы являетесь заместителем директора по воспитательной работе7-й гимназии. Когда вы решили трудиться и для Церкви?

- Я - учитель истории и обществознания.  Имею пытливый ум научного склада.  И мне всегда важно разобраться во всем с вот этой точки зрения. Однажды Министерством образования Хабаровского края была организована конференция. Поскольку я всегда работала и на край, и на город, общественницей была, мне предложили от  светской власти, от светской школы, участвовать в этой конференции. А от епархии принял участие проректор на тот момент Хабаровской семинарии Дмитрий Васильевич Чалый. И мне сказали: приди, посмотри, как все организовано, потому что мы должны были вести одну с ним секцию. Я прихожу в семинарию, он мне все рассказал, показал. Я вышла, говорю: все замечательно. А потом, сама от себя не ожидая, говорю: у меня свой вопрос - личный. Он говорит: «Пойдемте, поговорим!» Я ему объяснила свою ситуацию (это была личная проблема). Он меня взял за руку, привел к сотруднику семинарии и говорит: «Запишите вот эту женщину на Богословские курсы».  Я даже, честно скажу, не знала, что в семинарии могут быть Богословские курсы для мирян.

Я пришла к своему батюшке в храм святого Александра Невского, подошла ко кресту, как сейчас, помню и говорю: «Благословите мне учебу на Богословских курсах». А он мне: «А какую пользу приходу приносить будешь?»  Я говорю, что только для себя вообще-то иду учиться. Он: «Ладно, потом поговорим». Самое интересное, что я себе училась, училась, в храм похаживать регулярно стала. И, когда я практически заканчивала обучение, отец Василий, настоятель храма, говорит: «Что, заканчиваешь?»  «Да», - говорю.  «Ну все, работать начинаем. Какие идеи у тебя?» Я думаю: какие? какие? И тут у меня рождается вот этот мой родной ресурсный образовательный Центр. Я иду с этими выкладками к батюшке.  Мы садимся. Он говорит: «Так это то, что у меня есть! Давай! Только у меня было другое название - «Русский мир на Базе КАФ»!»

- Проект «Русский мир на Базе КАФ» работает в течение 5 лет. Что он из себя представляет?

- Проект объединяет школы, которые находятся в основном на Базе КАФ. Раньше называлась База КАФ. Сейчас это - Краснофлотский район. У каждой из этих школ есть свой какой - то определенный ресурс: свои традиции, какие - то свои материальные возможности, методические ресурсы. Замысел был - объединить вокруг храма вот эти школы.

У нас 4 основных модуля, которые мы с батюшкой замыслили: «Дорога к храму», «Суворовская наука побеждать», «Профнавигация» и «Православная педагогическая культура родителей».  И вот мы – храм - по сути в эпицентре этого всего.

Модуль «Дорога к храму» - это в принципе возможность детям окрестных школ показать эту самую дорогу к храму. Каким образом это делать? Я скажу вам о тех проектах, которые мы осуществляли и сейчас осуществляем. Например, мы делали праздник «Свет Рождества Христова».  Это было не просто торжество для воскресной школы. Мы устроили концерт, в котором участвовали очень многие ребята из учебных заведений. В том числе из моей гимназии № 7. Мы работаем в тесном сотрудничестве с театральной студией «Вдохновение» военно-морского лицея имени адмирала Сергеева. Затем, с образцовым хором «Росинка» - это замечательный хор, который действует у нас на базе нашей гимназии № 7.  Руководитель последнего уделяет большое внимание именно духовному пению. Еще в нашем концерте участвует многопрофильный лицей, хотя он находится в другом районе. Затем школа № 1 имени героя России Орлова, Кадетская школа № 1 им. Ушакова. Плюс – бригада СПЕЦНАЗа. Концерт проводили в ТОГУ, и это был не просто концерт. Мы таким образом сценарий составили, чтобы это обязательно была катехизация. В прошлом году мы провели замечательный концерт «Богатыри земли русской».  Потом, традиционный фестиваль «Пасха-Победа», где красной нитью идет связь Православия и победы над фашистами.

Второй модуль «Суворовская наука побеждать» - это в большей степени для школ конкретной направленности: кадетской школы и военно-морского лицея. Потом в Березовкой школе организуются кадетские классы, в многопрофильном лицее. У нас разработан целый учебный курс. Проводится он в рамках внеурочной деятельности. Мероприятия эти мы проводим также с бригадой СПЕЦНАЗа: вот это вообще - живой пример для детей, потому что это - настоящие герои.

Еще один модуль - «Профнавигация» или профориентация. Она дает возможность детям увидеть, что они могут здесь получить образование, здесь работать, создать свои семьи и прекрасно жить в нашем Хабаровском крае.

- Есть поговорка, что не бывает доброго дела без искушений. Есть ли они у вас? Если да, то каким образом вы на них реагируете и каким образом с ними справляетесь?

-  Тяжело это. И, самое интересное, я на себе испытала все то, о чем говорят. Что, когда ты приходишь ко Господу, Он тебе дарует такую благодать, что ты просто в эйфории! В начале неофитство с тебя просто прет, и ты хочешь всем рассказать, как тебе хорошо! А чем дальше ты идешь по этому пути, тем все сложнее и сложнее. Поэтому, с одной стороны, вроде мне и легче сейчас, а с другой стороны – тяжелее. Как я борюсь с искушениями?  Не знаю. На исповеди поплачусь. Я людей люблю, я их всегда любила. И, как бы там ни было, люди это знают, и они меня прощают, и я их прощаю. Нет у нас зла: друг на друга мы не держим никогда ничего плохого. Вот это, наверное, - самое главное.

- Говорят, у учителей есть профессиональная привычка поучать. Если таковая у вас? Если да, то каким образом вы стараетесь не переносить ее, например, на друзей.

-   Пошла я как-то раз в поликлинику.  Причем, я в тот момент в школе не работала. Мне говорят: «Вы – учительница? На комиссию пришли?» Я спрашиваю: «У меня что, на лбу написано?» Это уже клеймо на тебе (смеется). Да, менторский тон, тебе надо поучать всех. Хочу сказать, что, наверное, благодаря тому, что я пришла в храм, я меняюсь, но тяжело. Потому, что хочется всех поучать. Я сама -  максималистка, к себе очень требовательна, и требовательная ко всем, кто вокруг. Я сейчас стала мягче: себя одергивать стала. Потому, что нельзя так, нельзя так. Подвижки есть: окружающие уже замечают изменения!

- Ваша мечта?

- Личная. Сегодня у меня, слава Богу, двое взрослых детей, трое внуков. Это радость моя, счастье мое.  Это - мое продолжение! Слава Богу дочь моя в храме вместе со мной, и Макар, внучок, со мной, и Ульяка со мной в храме.

Что касается профессионального плана, то у меня мечта, чтобы сутки стали не 24 часа, а 40 часов! Чтобы я все успела! Потому, что у меня столько всяких мыслей, столько идей. И хотелось бы единомышленников. Это – моя мечта. Чтобы были вместе со мной соработники, с которыми бы мы вместе продвигали идеи.  Потому, что я очень детей люблю и свою профессию. Я профессии отдала всю свою жизнь. Вот я введу в 10-м классе предмет «Нравственной основы семейной жизни» и говорю детям: «Вот как хотите, но поймите, что без нравственности, без духовности, без семьи, без детей нет будущего ни у кого». Поэтому – это моя самая большая мечта, чтобы маленькое семечко, которое я в них закладываю, проросло. Очень хочется этого.



"Образ и подобие"