«Сердце сердцу весть подает». К 165-летию со дня рождения художницы Е. М. Бём
![](/upload/information_system_1/1/3/5/item_1351/information_items_1351.jpg)
11.04.2008
XIX век подарил России целую плеяду художников, прославивших русское искусство далеко за её пределами. Во второй половине девятнадцатого столетия стали получать художественное образование и женщины, благодаря чему появились художницы, создавшие новый образ русского изобразительного искусства. Первой начала свой длинный творческий путь, охватив самые разные техники изобразительного искусства, - силуэт, акварель, стекло, - Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), яркая представительница русского стиля. Многие ее произведения получали призы на международных выставках, она является одной из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке.
Очередная, - пятая по счёту, - Епархиальная выставка, которая откроется в конференц-зале социально-просветительского центра Биробиджанской епархии 29 апреля, во вторник Светлой седмицы, познакомит посетителей с жизнью и творческим наследием Е. М. Бём.
Е. М. Бём происходила из старинного дворянского рода Эндауровых. Отец, Меркурий Николаевич, родился в Вологде, служил в лейб-гвардии Московском полку, затем в Санкт-Петербурге, в департаменте Военного министерства. Затем он уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение - сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать, Юлия Ивановна - дочь чиновника. Оба они были большими любителями искусства.
Родилась Елизавета Меркурьевна 12 февраля 1843 года в Петербурге. В семье было шестеро детей. Александр стал директором Мальцевского хрустального завода, на котором Елизавета Бём создавала позже свои произведения из стекла. Любовь тоже стала художницей, приверженкой русского стиля. Детство Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. «Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письма к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала рисуночки куколок и животных, и вот это-то и обратило внимание людей понимающих, что мне серьезно следовало заняться рисованием», – вспоминала Е. М. Бём.
Когда ей исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. Руководителями школы были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци. «Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому», - писала Е. М. Бём.
В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных. В 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница познакомилась с И. Гончаровым, И. Тургеневым, Л. Толстым.
В 1867 году молодая художница вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, позднее профессора Петербургской консерватории. «Любя рисование всей душой, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», — вспоминала Елизавета Меркурьевна.
Становление Е. М. Бём как художника приходится на 1870-е годы. Впервые творчество Елизаветы Меркурьевны стало известно зрителю по исполненным ею графическим работам в технике литографии, разновидности гравюры. Листы, выполненные литографически непосредственно самими художниками, по своему изяществу и тонкости ни в чем не уступали резцовой гравюре. В экспозиции выставки представлена одна из таких работ – автопортрет Е. М. Бём, рисующей деревенских детей.
Во второй половине XIX века распространяется репродуцирование картин литографским способом. В 1860-е годы в моду вошло литографирование пером на камне. В этой манере себя попробовали многие, и среди прочих – Е. М. Бём. На выставках в Императорской Академии художеств были представлены её рисунки животных. По этим рисункам Е. М. Бём выполнила литографии. В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне за эти рисунки большую поощрительную медаль. В технике литографирования пером по камню был исполнен большой лист «Красной шапочки» и рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз Красный нос», изданной в 1872 году. В них еще не проявился тот отличительный почерк художницы, но уже заметна её любовь к изображению русской деревни и детей - двум темам, прошедшим через все ее творчество.
Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.
Искусству силуэта она посвятила более двадцати лет своей жизни. Это искусство зародилось в России при Петре, распространение получило только при Екатерине II. В начале XIX века любовь к силуэту распространилась среди дворянства. Елизавета Меркурьевна была единственным художником последней четверти XIX века, серьезно работающим в технике силуэта. Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, - свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей. Елизавета Меркурьевна начала работу в силуэте с традиционного портрета. Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой. До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством она заново возродила искусство силуэта. Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. В продолжение многих лет она ежегодно выпускала в свет по тетради новых силуэтов. В своих силуэтах художница изображала мир русской деревни, в акварелях – детей в народных костюмах разных губерний, часто сопровождая их поговорками и присказками. «Детский мир и деревенская жизнь, близкие мне и самые симпатичные, служили мне сюжетами для силуэтов», – позднее вспоминала Е. М. Бём. Она обладала неистощимым запасом народных мудростей – пословиц, поговорок, присказок. Большинство силуэтов исполнено в сочетании с карандашными или перьевыми рисунками, всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры. В экспозиции выставки находится силуэт с изображением кошки с резвящимися котятами из серии «Карты в русском стиле», выпущенной в Санкт-Петербурге литографией А. Ильина в 1883 г.
Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Она оформила полтора десятка книг, среди них - произведения И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки. Елизавета Меркурьевна оформляла и книги для издательств И. Горбунова-Посадова и И. Сытина, до конца своей жизни регулярно работала в различных журналах - «Нива», «Игрушечка», «Малютка», «Маяк». Всего Е. М. Бём исполнила и перенесла на литографский камень 14 самостоятельных серий. На выставке представлен подлинный авторский рисунок из коллекции Г. В. Шкируца, выполненный в Санкт-Петербурге в 1883 г. пером тушью на бумаге. Это силуэт для издания «Типы» из «Записок охотника» - «Стёпушка и «Туман» к рассказу И. С. Тургенева «Малиновая вода». Здесь же представлены серия, - двадцать детских книжек, - «Малым ребятам», выпущенная издательством «Посредник» И. Горбунова-Посадова в Москве в 1911 г., обложки которых украшены силуэтами работы Е. М. Бём, и сборник стихов, пословиц и загадок «Земля-кормилица», так же иллюстрированных силуэтами. Сюжеты трёх представленных в этом разделе открыток выполнены по иллюстрациям к книгам.
В 1900-х годах Е. М. Бём практически перестала работать в технике силуэта. «Силуэтом не рисую, т. к. это требует большой тонкости, не по глазам моим», - писала она в письме к И. Горбунову - Посадову. Силуэты Е. М. Бём в открытых письмах, выпущенных Общиной св. Евгении в 1900-1901 годах, - редкое исключение. Практически все силуэтные серии художницы очень быстро становились библиофильской редкостью. На выставке представлено 6 таких открыток.
Одновременно с силуэтами Елизавета Меркурьевна работала в технике акварели. В акварели, как и в силуэте, она стала виртуозным мастером, продолжая создавать мир, наполненный детьми. Она одной из первых начала реализовывать русский стиль в акварели. Всем акварельным композициям предшествовали натурные зарисовки и эскизы. Известны в ее исполнении и акварельные портреты детей.
Художница оформила достаточно много различных изданий, сменив оформление силуэтом на акварельное. Образцом таких работ служат представленные в экспозиции выставки книжки «Гнездышко», сборник рассказов и сказок для детей младшего возраста Клавдии Лукашевич, изданный И. Д. Сытиным в Москве в 1903 г. и переизданный пятым изданием в 1912 г., «Детские праздники и как их устраивать», сборник К. Лукашевич, изданный Сытиным в Москве в 1909 г. Обложки выполнены по эскизу Е. М. Бём способом хромолитографии. Представлена здесь и обложка от книжки «Красное солнышко», выпущенной издательством И. И. Горбунова-Посадова литографическим способом в Москве в 1910 г., а так же редкое библиографическое издание из собрания книг М. И. Чуванова, не упоминающееся в каталоге работ Е. М. Бём, - «Отрок-мученик. Углицкое предание» В. М. Михеева, с рисунками М. В. Нестерова, В. И. Сурикова и Е. М. Бём, изданное А. Ф. Марксом в Санкт-Петербурге в 1898 г.
Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали работы для открытых писем. Расцвет искусства открытки непосредственно связан с развитием стиля модерн. Сначала появились открытки художественные, или, как их еще называют, иллюстрированные, которые печатались по рисункам, специально для них сделанным, а позднее стали выпускать и репродукционные, с известных картин. Рядом с модерном в открытке параллельно существовал и русский стиль.
Первые художественные открытки выпустило Товарищество И. Н. Кушнерева в 1895 году, - это была серия с видами Москвы, выполненная еще в стиле историзма. Художественные открытки на основе специально созданных для них рисунков стали активно печататься в России только с 1898 года издательством Общины св. Евгении. За шестнадцать лет Елизавета Меркурьевна создала более трехсот оригинальных композиций для открыток. Триста открыток с её работами представлено в экспозиции епархиальной выставки.
Первыми открытками в исполнении Е. М. Бём стали «Сердце сердцу весть подает» и «Мальчик с грамотой 189…», изданные Общиной св. Евгении в 1898 году. «Мальчик с грамотой» переиздавался в 1900-х годах с изменением даты на грамоте «19…». Эти три открытки представлены на выставке. В 1899 году к столетнему юбилею А. С. Пушкина Община св. Евгении выпустила 4 открытки на темы произведений поэта, 3 из которых показаны на выставке. Здесь же представлено еще 6 «пушкинских» открыток.
За долгие годы работы художница выполнила семь самостоятельных серий, которые помещены в экспозиции выставки. Первой из них в 1904 году была издана серия «Русские богатыри». Е. М. Бём старалась соблюдать исторические тонкости костюмов, такая правдивость русского быта характерна для всех ее работ. В 1905-1906 годах выпущены серии «Великие люди», посвященная разнообразным профессиям и занятиям, и «Времена года - загадки». Примерно в 1910-х годах вышла серия «Типы Л. Н. Толстого». «Времена года» изданы в 1910-1911 годах, это были уже совершенно по-другому решенные композиции - сценки, характеризующие каждое время года. Большой серией стала «Народы России» из двенадцати открыток (1910 г.). Открытки представляли собой изображения мальчиков и девочек, одетых в костюмы разных национальностей, с шуточным текстом, и демонстрировали народы, населяющие Российскую империю. Художница с большой точностью передала национальные одежды и характерные внешние признаки. В 1912-1913 годах выпущена «Пасхальная» серия из шести открыток, каждая акварель была заключена в пасхальное яйцо и сопровождалась поговоркой.
В 1906 г. в связи с работой Первой Государственной Думы была издана серия «Думцы» из 6 открыток. 4 из них представлены на выставке.
Она писала акварели для открыток к Пасхе, Рождеству, Новому году, Дню Ангела, поздравительные, сопровождая их фольклорными текстами или стихами, сотрудничала со многими издателями, но больше всего - с Общиной св. Евгении. Таких открыток представлено на выставке более 60. Поздравительными служили и открытки, сюжеты которых не были праздничными, просто на них делалась соответствующая надпечатка. Две подобных открытки с надпечаткой «Христос Воскресе!» есть на выставке. Показано и 5 интересных открыток с пожеланиями.
Е. М. Бём относится к художникам так называемого русского стиля. В его зарождении оказали действие идеи осмысления национальных традиций, активно развивавшиеся во второй половине XIX века. Елизавета Меркурьевна подхватила дух времени, став приверженцем достаточно камерного направления. Декоративно-стилистические поиски, фольклорные мотивы, интерес к национальным основам культуры России характерны для творчества Е. М. Бём. Стоя у истоков русского стиля и не являясь его идеологом, она разрабатывала его в силуэтах, акварелях, стекле.
Героями ее небольших композиций становились дети то в простых деревенских одеждах, то в парчовых боярских кафтанах и сарафанах, окруженные старинной утварью; их изображения сопровождали пословицы и поговорки, часто перефразированные художницей на свой лад, подчас нарочито народные и совсем не детские, – все это подчеркивало несколько наивный характер произведений Елизаветы Меркурьевны, обращенных именно к взрослой публике. Такими работами она заслужила славу самобытного художника, со своим ярко выраженным почерком. До полсотни таких забавных «любовных» открыток вы увидите на выставке. Ещё полсотни открыток иллюстрируют русские пословицы и поговорки.
Славу Елизавете Меркурьевне принесли небольшие сценки в русском стиле. У художницы была своя характерная техника, - она тонировала бумагу, делая у нее неровные края, создавая иллюзию пергамента, чаще всего использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим некоторую декоративность, писала в достаточно свободной, легкой манере, рисовала отдельные типы и целые группы, действующими лицами являлись дети, наряженные то в пышные старинные боярские костюмы, то в доспехи богатырей, то в рубища калик перехожих или одежду простых крестьян. Практически все композиции она снабжала пословицами и поговорками. В своих изображениях русской старины она является вполне оригинальной и в своем роде единственной. Посетитель может судить об этом по двум десяткам открыток со сценками в русском стиле.
Особенно важной и желанной работой в жизни художницы стала «Азбука». Каждая композиция ярко характеризует понятие «русский стиль». «Азбука» явилась выражением и реализацией творческих замыслов художницы. Она воплотила в жизнь совершенно новое представление о книге как о комплексном произведении искусства. «Азбука» представлена на выставке полной серией открыток.
При жизни Елизаветы Меркурьевны достигло своего расцвета искусство изящных пригласительных билетов, многокрасочных меню и подносных адресов, эффектных афиш - то, что называют прикладной графикой. В этом жанре русский стиль получил большое распространение. Представление о прикладной графике в русском стиле даёт открытка «Выставка «Детский мир».
Открытки Е. М. Бём печатались способом фототипии, цветной автотипии, литографии и хромолитографии, которая более точно передавала эффект акварели, издавались и переиздавались большими тиражами. На оборотах ее открыток часто можно увидеть: «2-е, 3-е, 4-е издание». Чтобы проиллюстрировать это, мы поместили рядом открытки разных изданий. Они пиратски переиздавались в виде фотооткрыток. 2 таких открытки специально представлены в витрине. Две других – ручная копия изданий Е. М. Бём. Очень быстро появились в жанре открытки и апологеты стиля Е. М. Бём: Е. Лебедева-Анохина, В. Табурин, В. Лавров.
Русский стиль предоставил художникам возможность попробовать себя в декоративно-прикладном искусстве. Стекло, с которым стала работать Е. М. Бём, использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным художником русского стиля, работающим с этим материалом.
Скончалась Елизавета Меркурьевна Бём 25 июля 1914 года в своей квартире в Петербурге. До конца своих дней она не переставала работать, делала эскизы к новым акварелям. О смерти Е. М. Бём ведущая русская газета «Новое Время» писала: «На 71-м году жизни скончалась одна из привлекательнейших русских художниц. Можно с уверенностью сказать, что столь широкой известностью в самых разнообразных слоях общества, какой пользовалась Е. М. Бём, не была отмечена ничья иная женская художественная деятельность».
Уже в начале XX века появились подражатели ее стилю, многие ее композиции стали переносить на фарфоровую посуду, использовать в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бёмовский стиль» распространился повсеместно.
Революция 1917 года перевернула взгляды не только на жизнь, но и на искусство. На долгие годы были забыты разнообразные художественные явления и имена многих достойных художников. А имя Е. М. Бём предали практически полному забвению, хотя в русском искусстве девятнадцатого столетия есть лишь два крупных мастера силуэта – это Федор Петрович Толстой и Елизавета Меркурьевна Бём. Современники считали, что «специальность, в которой Е. М. Бём не имеет соперников – силуэты», это «единственный у нас в своем роде аристократический талант, рисовальщица маленьких картинок – силуэтов, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации». Ее силуэты и акварели были представлены практически на всех акварельных выставках, произведения из стекла, выполненные по ее эскизам, принесли славу России во всем мире. Крупнейшие музеи страны хранят ее произведения в своих фондах, но в постоянной экспозиции увидеть их невозможно и по сей день.
В последние годы вышло в свет несколько изданий, посвященных творчеству Е. М. Бём. Последними на сегодняшний день изданиями являются иллюстрированный каталог почтовых открыток «Художница Елизавета Меркурьевна Бём», его составители постарались включить в него все известные открытки, в том числе репродукционные и художественные, с разными вариантами типографских надписей, и великолепный альбом «Русский стиль Елизаветы Бём», составитель С. Чапкина-Руга.
Епархиальная выставка представляет посетителю интересный материал о творчестве русской художницы. Кто-то назвал открытку маленьким плакатом больших событий. Поистине, труд Елизаветы Бём длинною в жизнь стал большим событием в предреволюционной жизни России, показав самобытность русского народа, глубину и величие русской души. Просмотрев выставку, хочется сказать словами с открытки: «Разносите людям славушку, что Святая Русь Великая, не пустым стоит пустёшенька, что на ней исконно водятся силы сильныя, могучия!»
Об авторе: игумен Иннокентий (Косарихин) - настоятель Благовещенского кафедрального собора г. Биробиджана (Биробижданская и Кульдурская епархия Русской Православной Церкви).
Иллюстрации предоставлены автором.